Главная » Статьи » Гайды » Разное |
Случилось страшное: Совершенно неожиданно «исчез» логический диск, или раздел с файловой системой стал отображаться как не отформатированный, «потерялись» отдельные файлы или каталоги, при попытке открыть файл приложение стало выдавать ошибку. А может быть, Вы просто случайно удалили важные файлы или отформатировали раздел с нужными данными и поставили на него операционную систему. Ошибка в выборе жесткого диска, при создании таблицы разделов, также достаточно распространённая причина потери информации. Кто виноват? В первом случае, перечисленные неприятности произошли из-за появления ошибок в таблице разделов или структурах файловых систем. Это может случиться, например, после некорректного отключения устройства, сбоев в работе программного и аппаратного обеспечения или в результате деятельности вирусов. Также одной из распространенных причин возникновения такого рода ошибок является частичный выход из строя поверхности диска - появление «бэд-секторов». К сожалению, сейчас это явление не редкость даже для новых жестких дисков, эксплуатирующихся в течение нескольких недель или даже дней. Кто виноват в случае потери информации из-за ошибки пользователя, Вы возможно догадываетесь :) Что делать? Если запись в сектора, содержащие файлы не производилась, то данные физически остались на своих местах, но потерялись или исказились сведения об их расположении. Таким образом, требуется определить, где именно находятся сектора, содержащие нужную информацию, и считать их в правильной последовательности. В случае, когда производилась запись на диск, например, форматирование с последующей установкой операционной системы, вероятность физического уничтожения нужной информации может быть достаточно велика. В подобных ситуациях возможность успешного восстановления данных зависит от везения и соотношения объёмов утраченной и записанной информации. Скажем, если Вы случайно удалили 1Гб бухгалтерских баз и после этого записали на этот же логический раздел 70Гб интересных фильмов, вероятность восстановления хоть чего-то близка к нулю. Также стоит принять к сведению, что при потере данных из-за ошибок в файловой системе, запуск программ типа ScanDisk существенно уменьшает вероятность успешного восстановления. Основная задача этих утилит – приведение в порядок служебных структур файловой системы, что они и делают, не особо заботясь о судьбе пользовательских данных. При этом уничтожаются «следы», по которым можно было бы реконструировать структуру файловой системы до повреждения и спасти данные. О том, что можно сделать, если скандиск всё-таки был запущен, написана статья «Восстановление данных из chk-файлов». В общем случае, программа для восстановления данных сначала сканирует весь носитель. По результатам сканирования, на основе обнаруженных служебных записей, составляется карта расположения фрагментов восстанавливаемых файлов и строится дерево каталогов. В карте содержатся сведения о том, какой кластер к какому файлу относится, размеры, названия и другие атрибуты элементов сканируемой файловой системы - всё, что удалось узнать на основании остатков служебной информации. Если полученных в результате сканирования сведений не достаточно, то используются определённые методы экстраполяции. Затем файлы и папки, которые требуется восстановить, выбираются в соответствии с составленной картой и переносятся на другой носитель. Мой опыт говорит, что чаще всего всё, что в принципе возможно восстановить с исправного носителя информации, достаётся при помощи программ, упомянутых ниже. И лишь в меньшей части случаев, высококвалифицированный специалист, работая на более низком уровне, способен восстановить информацию в большем объёме. Перед тем, как приступить к самостоятельному восстановлению данных, следует принять во внимание возможность физической неисправности устройства. Особенно это вероятно в случаях, когда данные пропали без видимых причин, или при попытке открытия файлов выдаётся сообщение об ошибке. И хотя нижеупомянутые программы сами по себе не совершают деструктивных действий (они вообще ничего не пишут на раздел, с которым работают), дальнейшая работа с неисправным накопителем без специального оборудования может привести к усугублению ситуации, вплоть до полной невозможности восстановления данных. Поэтому, в случае потери критически важной информации, настоятельно рекомендую сразу обратиться к специалистам. Чем делать? Значительный опыт использования различных программ для восстановления данных показывает, что ни одна из них не даёт лучший результат во всех случаях потери информации. Они используют разные алгоритмы, которые имеют свои преимущества и недостатки. Поэтому, в зависимости от характера повреждения, на одной и той же файловой системе лучший результат могут показать разные утилиты. Этот факт хорошо известен, поэтому в процессе работы специалистами используются подборки программ от разных производителей, и в каждой ситуации применяется утилита, наилучшим образом подходящая под конкретный случай. Или используется несколько различных программ последовательно. UFS Explorer – наиболее универсальный из известных мне пакетов программ для восстановления данных. Утилиты полностью русифицированы, включая документацию. UFS Explorer Standard Recovery удобен для профессионалов, поддерживает восстановление информации с различных типов накопителей и всех распространённых на текущий момент файловых систем. Есть версии под Windows, Linux, BSD, Mac OS. Редакция Raise Data Recovery представляет собой набор утилит для пользователей, которым требуется разовое восстановление данных «здесь и сейчас». Функционал каждой из них ограничен поддержкой одной конкретной файловой системой, работают только под Windows. Как делать? Почти все производители предлагают скачать демо-версии своих продуктов. Как правило, их функционал ограничен возможностями сохранения файлов, найденных в результате сканирования. Например, демо-версии UFS Explorer позволяют сохранять файлы объёмом не более 64 Кб. Поэтому, если для решения поставленной задачи не подходит программа для восстановления данных, которую можно скачать бесплатно,то попробуйте демо-версии коммерческих утилит, и приобретайте ту, что даст хороший результат. Многие программы имеют превосходную документацию на русском языке и с цветными картинками, поэтому приводить здесь детальные описания использования не вижу смысла. Например, отличное руководство по UFS Explorer, доступно через кнопку «Руководство» в панели управления. Пошаговые инструкции по восстановлению данных размещены на страницах поддержки UFS Explorer и R.saver, там же есть ссылки на разделы форума, в которых можно задать возникшие вопросы. Поэтому ниже я опишу общую последовательность действий и особенности использования, одинаковые почти для любых утилит. 1) Установка или распаковка скачанной программы. Прежде чем приступить к этим действиям, убедитесь, что планируете выполнять их на диске или разделе отличном от того, где потеряна информация. 2) Запуск и предварительное сканирование, которое выполняется автоматически. Утилиты используют для этого разные алгоритмы, из-за чего у них отличаются время запуска и списки обнаруженных файловых систем. Некоторые программы могут сразу показать повреждённые разделы, которые не видны средствами операционной системы, а какие-то не покажут даже устройство, с которого планируется восстановить данные. Если всё, что нужно, отобразилось, то переходите к третьему пункту. Если нет, читайте дальше о возможных вариантах:
3) Настройка параметров сканирования обычно выполняется после выбора накопителя или раздела и нажатия кнопки запуска, непосредственно перед началом самого процесса. Некоторые программы, в том числе R.saver, выполняют предварительную настройку автоматически. Утилита может запросить:
4) Сканирование может занимать от нескольких минут до нескольких часов и более в зависимости от характеристик накопителя, способа его подключения к компьютеру и используемых алгоритмов. После завершения процесса утилита отобразит содержимое виртуальных каталогов с найденными файлами. 5) Изучение результата сканирования, выбор файлов для сохранения. Во многих программах для оценки состояния найденных файлов предусмотрена функция предпросмотра. Нужные файлы помечаем или выделяем. Если в процессе проверки часть искомых данных обнаружить не удалось, самое время воспользоваться восстановлением по сигнатурам, если это ещё не было сделано. 6) Сохранение файлов — по сути это и есть само восстановление данных, поскольку в процессе сканирования программа просто определяет расположение их фрагментов (см. раздел "Что делать?"). Нажимаем соответствующую кнопку на тулбаре или выбираем раздел в выпадающем меню. Затем выбираем место для сохранения. Убедитесь, что папка, в которую будет сохраняться результат, находится на разделе или носителе отличном от того, который сканировался. Далее жмём подтверждение и медитируем, наблюдая за процессом возрождения драгоценных данных. Перед закрытием программы убедитесь, что корректно восстановилось всё, что требуется, или сохраните результат сканирования. Иначе, если обнаружится, что вам нужно что-то ещё, придётся сканировать заново. Это может ухудшить результат в тех случаях, когда поверхность жесткого диска начинает выходить из строя. 7) Ошибки чтения, «зависание» программ во время сканирования жесткого диска или сохранения результата могут означать наличие нечитаемых секторов. Вполне вероятно, потеря данных и была вызвана их появлением. Чем их больше, тем медленнее будет идти процесс. Для проверки предположения, можно воспользоваться HDDScan. В подобных случаях рекомендуется снять посекторную копию на исправный накопитель и восстанавливать данные с неё. Помните, работа c подобным диском ухудшает его состояние. Если не уверены в том, что делаете, и на диске важная информация – лучше обратитесь в специализированную организацию. Там при восстановлении данных с «посыпавшихся» дисков используют программно-аппаратные комплексы, специально предназначенные для таких работ. | |
Просмотров: 757 | |
Всего комментариев: 0 | |